2013/05/06

Велосипедом или пешком?

Четвёртая стоянкаВо время последнего велопробега, я сравнивал особенности велосипедных и пешеходных путешествий. В результате чего пришел к выводу, что длительные походы лучше, всё же, осуществлять именно на велосипеде, а не пешком. Исключения составляют только какие-то очень горные маршруты, но те вызывают сомнения в желательности вообще.
Почему так?
Основной проблемой для меня является необходимость нести довольно тяжелый и не слишком комфортный рюкзак. Нагрузка на ноги и, в особенности, на спину и плечи очень сильно расстраивают даже при небольших грузах и расстояниях (скажем до 10 кг в течении 1-2 дней). А уж если это двухнедельный поход около 15-20 кг... вся радость от новых мест, красивых пейзажей и прочего сильно меркнет. В велосипедном походе всего этого нет! Всё что выше пояса вообще почти не напрягается. Есть некоторые исключения: посадка в поезд, переход через реку, преодоление лестницы. Довольно неприятно тягать груз, ведь кроме рюкзака есть ещё и велосипед 15-18 кг весом (не забываем про всякий обвес, инструменты, и т.п.). Но всё это достаточно редко, что бы не вызывать отвращения, скорее некоторые осложнения.
Вторая проблема - частые перегревы и, как следствие, потоотделение. Особенно в области спины, где рюкзак. И неприятно и требует дополнительного ухода: то ли стирать вещи, то ли носить запасные (а скорее и то и другое: постирал - жди пока просохнет, а тем временем иди в другом). В велопрогулках такая проблема стоит намного менее остро. Если погода не слишком жаркая, то  перегрева не будет вовсе: тело ничего не сковывает от свободного проветривания, а встречный ветерок даёт охлаждения. Да и усилия не столь интенсивные, так что не приходится сильно потеть.
Третья - убийство ног. Ступней. Просто трение об обувь, плюс воздействие влаги (то же потоотделение).  В результате ноги часто стираются до болезненного состояния. На велосипеде это практически исключено.
Три основные проблемы вел решает. В дополнение он позволяет покрыть намного большие расстояния в штатном режиме. И даже если приходится идти (скажем дорога плохая), всё равно легче катить вел с грузом, чем нести груз на себе. Я сам проверял: по очень мокрой песчаной лесной (завалена ветками и сучьями) дороге идёшь со скорость 6-7 км/ч, т.е. как по вполне неплохой дороге с небольшим грузом пешком. А учитывая, что иногда можно и проехаться, то средняя скорость составляет порядка 10-11 км/ч, что почти вдвое выше, чем идти по этой местности с рюкзаком "своими ногами". Очень сильно это помогает в городах, когда хочется его осмотреть во всевозможных местах. Ходить - долго. Общественный транспорт - несколько ограничивает возможности: ждать надо, да и маршруты жестко заданы. А так за день можно обколесить почти весь город размером в 300-500 тыс. человек и посмотреть все любопытные места.

Хотя есть и недостатки.
Таракановский форт
Главный, пожалуй, финансовый: средненький велосипед стоит около 500$. Да плюс снаряжение к нему ещё долларов в 100-200 обойдётся (багажник, инструменты, светосигналы, шлем, очки, перчатки, запасные детали, смазки). Велобаул я сюда не учитываю, ибо и в пешем нужен рюкзак (а зачастую обычный рюкзак дороже велосипедного).
Да ко всему этому добру нужен подход: нужно не просто иметь запасную камеру и выжимку для цепи. Нужно уметь ими пользоваться. А это порой не так-то просто; да времени отбирает не так уж мало.
Так же велосипед сильно ограничивает в перемещении по специфическим местам и внезапным передислокациям: полностью исключены маршрутки; затруднительно забраться куда-то не особо привлекая внимания или не беспокоясь о сохранности вещей: рюкзак намного проще взять с собой в пещеры, бомбоубежища или заброшенные здания чем велосипед. Хотя можно припрятать, но это дополнительные трудозатраты. перемещение в транспорте так же сильно ограничено: если это городской - то не везде и не всегда, и надо что б народу было . А если междугородний, то вносятся дополнительные проблемы: сложить, одеть чехол...

Завод "Знамя", заброшенный корпус
Казалось бы, зачем выбирать - у каждого варианта есть свои ниши: где ногами, где колёсами. Но так же, как нельзя одновременно пойти в горы Кавказа и омыть ноги в Ла Манше, так и тут - всегда приходиться выбирать что-то одно. Ведь времени и финансов на всё подряд не хватит.
Поэтому мой приоритетный выбор отныне - велосипед.

p.s.: Конечно, как для длительных переходов. А одно-двух дневные вылазки с посещением каких-то "сказочных мест" никуда не деваются. Они всё ещё удобнее пешочком+общественный транспорт.

2 комментария:

  1. > Исключения составляют только какие-то очень горные маршруты, но те вызывают сомнения в желательности вообще
    > Поэтому мой приоритетный выбор отныне - велосипед

    Значит, в горы больше не хочется?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. "Больше не хочется" - звучит как-то очень сурово. Горы интересны, но вот таскать рюкзак мне очень не хочется. Найти выходы, в принципе, можно. Например в горы с велосипедом. Как я упоминал, даже идти с велом и катить его - проще, чем с рюкзаком идти. Хотя далеко не всюду продерёшься с велом. Например совершить тот эпичный спуск с гор к Алуште, что мы совершили в прошлом году было бы крайне затруднительно. Но если горы с дорогами...
      Второй вариант - перейти на какой-то ультра-минимализм. Брать так, что бы всё необходимое можно было унести в какой-то поясной, набедренной сумке, а спина оставалась свободной. В принципе это не так ирреально, особенно летом. Первая моя палатка весил 3,5 кг, а ныняшняя - 0,9. Так что ещё немного НТП и можно будет всё необходимое спокойно унести в карманах )
      Да в целом и сейчас на лето можно. Вот только еда и питьё остаётся некоторым затруднением...

      Удалить