2015/03/11

Кипр. Велопробег по окружности

Кратенько выводы и впечатления: очень здорово практически всё.
Отличные дороги, очень приятные места для поездок и остановок, удачно выбранное время для события, беспроблемные условия пребывания, лёгкость попадания на территорию и умеренность цен. Считаю, что ранняя весна и поздняя осень - отличное время для велопрогулок по Кипру.

Собственно поездка на Кипр была обусловлена тремя факторами:
  • Дешевизна билета. 650-900 грн, что на момент покупки соответствовало примерно 26-36$
  • Простота получения визы. Электронная заявка отправляется собственноручно в визовый центр и виза выдаётся через 2 дня. При этом операция бесплатна.
  • Там тепло. Февраль, снего-дождь + лёдо-грязь, а там обещается быть 15-20 градусов и солнышко, хоть и с периодическими осадками.
Теория не сильно разошлась с практикой. Только пришлось доплатить ещё 570 грн (23$) за транспортировку спортивного оборудования. Но оно того стоило, я считаю. Виза была получена без проблем, а погода таки оказалась как и обещано прекрасной.

Времени у меня было всего неделя (6,5 дней, если точнее). За это время хотелось объехать Кипр по периметру, так что б и местность посмотреть, но и на достопримечательности глянуть одним глазком. Планов было несколько, но в итоге вышел примерно такой маршрут:

Это фактический трек, правда набранный руками соответствующими упрощениями, которые не учитывают заезды на стоянки и прогулки по городам. По карте вышло 345 км. А по факту - около 400-450 (к сожалению точнее сказать затрудняюсь, так как велокомпьютер дал сбой и за первые 3 дня точных данных нет). И это учитывая, что отрезок из Пафоса в Полис был преодолён на автобусе.

Как видно, большая часть маршрута - по "греческой" части. На мой вкус там приятнее: дороги лучше, места чище, аккуратнее и красивее, людей меньше. Кроме того никогда не было проблем с ночлегом (а вот на "турецкой" этот вопрос был весьма актуальным). Цены же практически одинаковые. Возможно потому что не сезон и в "греческой" части цены упали до "турецкого" уровня. Хотя как показывает практика общения с базарами (рынками) и магазинами, базар - не значит дешевле. Цены обычно примерно одинаковы или же даже ниже в магазины. При более высоком уровне комфорта, а часто и уровне обслуживания, в магазинах. Ведь в магазине хоть и более высокая стоимость персонала, оборудования, аренды и прочего, но из-за более качественной организации процесса можно снизить стоимость конечного товара и заработать на обороте. Да и сами посудите - торговую площадь, которую обслуживают 10-20 "лоточников" на базаре может обслужить 1-2 работника магазина с привлечением ещё 2-3 аутсорсных работников (уборка, доставка). Вот так примерно видится и тут.

Вот только "кто виноват" - не ясно. Вероятно слышали вы, что греки слывут малым энтузиазмом по отношению к работе. Как, впрочем, и и многие прочие южноевропейцы. Не могу пока сравнить "греческий" Кипр с "натуральной" Грецией, но есть таки подозрения, что Кипр - это не Греция. Там и свои порядки и нравы, хотя многие и тяготеют к греческой культуре. Однако не стоит забывать, что в экономику Кипра, "греческого" Кипра, делаются немалые иностранные инвестиции. И люди со всех концов, если не мира, так Европы, открывают там бизнес или покупают недвижимость. Вроде как живут на "иностранное пособие". Но мне это кажется скорее удачной экономической стратегией, нежели иждивенством. Стратегией, которой "турецкая" часть то ли брезгует, то ли не может реализовать. Хотя вопрос культуры и ментальности народонаселения остаётся открытым. Это, из-за сложности явления, принято считать "делом вкуса". Ну что ж, мне больше по нраву эллинская часть.

Не последнюю роль в привлекательности острова играет и его климат. В феврале +15-25 днём, +5-15 ночью. Куча зелени и даже плодящиеся цитрусовые. Дожди мелкие моросящие, а не проливные. Короче почти май в Украине. При это кругом море (на вид - очень красивое, ярко-лазурное в погожие деньки). А в центре - ещё и горы. Я бы сказал что это туристический рай, по крайней мере весной да осенью. Летом там должно быть слишком жарко, хотя официально именно лето привлекает большинство туристов. Кстати, этот год (как и в Италии) оказался аномально холодным. Даже немного снегу насыпало на южном побережье, что куда более чудно, нежели снег в Неаполе.

Несмотря на то, что маршрут проходил по отличным дорогам, назвать их равнинными можно только местами. Местность скорее холмистая, хотя и без резких перепадов. Там где вдоль моря - там очень ровно, но чуть вглубь материка - и начинаются "ухабы". А в районе "пограничных зон" дороги могут быть весьма круты, так как обходят конфликтные участки и уводят высоко в горы.
Вообще "пограничные участки" выглядят крайне дико на мой взгляд. Во-первых, два государства на таком небольшом острове (на машине из конца в конце можно проехать часа за 2) выглядят крайне странно. Это даже при мирном сосуществовании. Как, например, границы в Европе, где и не замечаешь что что-то там пересёк. Во-вторых, они же как раз и не спокойны. Полно военных баз ООН, солдаты с оружием, бункеры, колючая проволока, КПП не просто с формальным паспортным контролем, но взимающий плату за посещение (благо с велосипедистов и частных легковых машин плата не взимается, но если она арендована или это автобус/грузовик - пожалуйте от 35€ за день пребывания). На "турецкой" стороне. На "греческой" не видел, возможно просто по невнимательности. Но не удивлюсь, если там таких поборов нет.

Любопытные заметки:

  • В воздухе частенько витает "аромат секонд-хэнда". То ли аборигены предпочитают такие духи, то ли средства для стирки так пахнут. Но запах много где и совершенно неожиданно.
  • Газ для горелки в баллоне с резьбой достать не проблема. Надо только зайти в строительный супермаркет. Туристический магазин мы так и не нашли.
  • При оплате товара карточкой периодически требовали паспорт. Но иногда и нет.
  •  Цитрусовых ферм море. И собирать плоды можно вполне себе свободно и безнаказанно. Там это никого, похоже, не смущает. Возможно их слишком много, да и не особо интересны.
  • Там левостороннее движение! Сперва неожиданно, но привыкаешь достаточно быстро. Хотя некоторые привычки проявляются довольно долго и в критических ситуациях. Поэтому лучше проявить дополнительную осторожность на дорогах
  • Другие розетки и вилки. Хотя от европейских они отличаются размером проводящих ножек, да наличием дополнительной непроводящей ноги, которая отвечает за открытие обязательной в таких розетках шторки. Но шторки можно приоткрыть ручкой или другим тонким предметом и всунуть обычную европейскую вилку.
  • Хлеб у них там не очень. Ну как бы нормально, но по сравнению с Итальянским - так себе. Да и у нас во всяких пекарнях при супермаркетах ваяют лучше.

В больших городах есть что посмотреть. Любопытно просто глазеть на город, где всё сильно непривычно. И если Ларнака оставила очень бытовое впечатление, то тот же Пафос или Никосия несут на себе значительный отпечаток истории. Но и современная жизнь там не отстаёт. Новые здания и пространства как частного, так и общественно-муниципального характера посмотреть и интересно и приятно. Те конструкции, которые я доселе видал только во всяких группах в соц. сетях типа Architecture&Design тут можно буквально пощупать. Наконец вместо "золотоунитазности", большие просторные залы, окна во всю стену, concrete style и т.п. Короче по городам можно бродить наслаждаясь округой без особого плана. Хотя достопримечательности стоит поискать заранее и прокладывать маршрут по ним.

На "греческой" территории не составляет никаких проблем найти место для дикой стоянки. Много как полностью диких мест, так и частично оборудованных (скажем набережная с дорожками и скамеечками, парк или заброшенный домик). На "турецкой" с этим были некоторые проблемы: все территория вдоль дороги представляется собой чередой хуторов, где одна дача с огородом переходит в другую, а потом в поле для гольфа, а потом в магазин, а потом в стоянку... в результате мы развернули палатку на обочине поля для гольфа где переночевали вполне спокойно не смотря на даже на играющих и персонал клуба ранним утром.

В междугородних автобусах вполне возможно проехаться на автобусе с велосипедом. Хотя в нашем случае водитель артачился, мол запачкаете автобус. Но его удалось довольно быстро уговорить с помощью двух диспетчеров автостанции. А сами велы влезли в багажное отделение высоких и вместительных бусов. Но чехол для велосипеда может помочь. Кстати сами бусы ездят заполненными процентов на 20%. Проезд между маленькими городками - 1.5 € (Пафос-Полис). А между крупными - 4€ (Никосия-Ларнака). При этом собственно расстояние значения не имеет. Самый дорогой маршрут стоил 5 € (кажется Лимассол-Никосия). Ходят довольно точно и часто, примерно раз в 2 часа с 10 до 17.
А вот железнодорожного транспорта нет вовсе. Что весьма странно. Кстати троллейбусов, трамваев и метро тоже нет. Только автобусы крупные и малые. Может у них хорошо с нефтью и плохо со сталью?


Присутствуют места раскопок исторической славы: Греки, Римляне, Ассирийцы, Египтяне и ещё чёрт знает кто. Музеи и сами раскопки достаточно любопытны и достаточно приятно организованы. Да и стоят достаточно недорого, как для Европы.

Вернутся на Кипр возникло ещё до момента отъезда и не прошло до сих пор. Ведь помимо хороших дорог там ещё есть скалы. И в городах хотелось бы по-больше побывать. Да и море с обилием фруктов будут только поддерживать всё это. Готовим карты и оттяжки! )

More photos here

Комментариев нет:

Отправить комментарий